Иметь внутри ясный, всеобъемлющий, непротиворечивый, устойчивый образ другого – это то, как отношения существуют внутри человека, на уровне его психики. Нет отношений – нет образа, есть образ – есть отношения, даже если человека нет. Эти образы являются частью моей психики, а значит, частью самого меня: другие люди существуют в моем Я, и это нормально.
В самом современном психологическом методе исследования, которое называется «структурное интервью» (его изобрел Отто Кернберг), есть вопросы, нацеленные на изучение существования этих образов и их характеристик: есть ли у тебя друзья? Кто из людей для тебя самый значимый? Опиши его? Расскажи о нем так, чтобы я мог себе его представить и что-то к нему почувствовать? А он когда-нибудь злится? Делает ли он не только хорошие поступки, но и плохие тоже? Не только плохие, но и хорошие? А есть ли кто-то кроме твоего умершего пять лет назад мужа, которого ты знала бы настолько же хорошо?
Норма состоит в том, чтобы иметь ясные представления о себе, в том числе – о себе в отношениях, а значит – о людях, с которыми я в отношениях.
Раньше было популярным такое насильственное упражнение, которое как бы должно было заставить человека обнаружить ущербность его Эго и пережить целительный катарсис: ему задавали вопрос «кто ты» и отвергали ответы, если они относились к чему-то, кроме изолированной Самости. Я менеджер – это не ты, это твоя работа. Я жена – это не ты, это твой социальный статус. Я мать – это не ты, это твои дети, твои родители, твои друзья, но все это не ты, тебя нет, ты не существуешь.
Но все это я и есть. Изолированный, лишенный отношений образ себя – это психическое расстройство. Другие прорастают в нас и делают нас целее. Их образы тем яснее, чем больше мы о них знаем (и мы учимся узнавать все больше и о себе), они сочетают самые разные черты во что-то целое и нерасщепленное (и мы делаем то же самое с собственными чертами), их не нужно каждый раз создавать заново, они остаются неизменными какое-то время при разлуке или любых переменах (и мы чувствуем себя в безопасности).
Последнее – это та причина, по которой мы не замечаем у близких маленьких изменений, типа подстриженных кончиков волос или колебаний веса. Образ другого в норме устойчив, мы не знакомимся заново каждый день. Если значимые характеристики остаются прежними – он может хоть в коня на время превратиться, и это не будет иметь значения, пока изменения не станут устойчивыми и психика не подкорректирует образ.
Для манкирующих своими обязанностями в отношениях стоит уточнить, что феномен этот лежит очень далеко от равнодушия. В человеке, на которого мы не обращаем внимания, мы так же не замечаем изменений, поскольку не знаем, что было до них. Наличие устойчивого образа внутри и отсутствие эмоционально значимой репрезентации другого в собственной психике отличается примерно всем.
P. S.: На фото лодочки, которые не представляют себя без других лодочек, без рыбака, без неба и без моря, и это нормально, потому что лодка без этого всего – это совершенно другая лодка.